Вы здесь

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2017 ГОД.

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2017 ГОД.

 

 

Общая часть

 

Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (приложение № 4 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) проведено обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности  Управления за 2017 год.

Управление в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, уполномочено осуществлять следующие виды контроля (надзора):

- контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций  целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

- контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

- направляет представителей для участия в мероприятиях, проводимых политическими партиями, общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями;

 - по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

- обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 и абзацами 2 и 3 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) и приказом Минюста России от 31.08.2012 № 173 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» Управление вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Правоприменительная практика организации и проведения

государственного контроля (надзора) Управления

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, Управлением ежегодно составляются планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – план проверок), направляются в орган прокуратуры, дорабатываются по итогам рассмотрения органом прокуратуры, утверждаются начальником Управления с последующим размещением на официальном сайте Управления в сети «Интернет».  

В 2017 году Управлением в отношении 2 некоммерческих организаций рассмотрены предложения органа прокуратуры в части совпадения сроков проверок с другими органами государственного контроля (надзора), и в срок до 1 ноября    2017 г. план проверок направлен в орган прокуратуры.

В план проверок Управления на 2017 год включены 38 некоммерческих организаций, из них проведено 36 проверок, 2 некоммерческие организации исключены Управлением из плана проверок в связи с их ликвидацией.

Кроме того, по требованию Прокуратуры Курской области Управлением проведена 1 внеплановая проверка некоммерческой организации.

В соответствии с положениями Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент), специалист Управления подготавливает проект распоряжения о проведении проверки, который подписывается начальником Управления. Типовая форма распоряжения о проведении проверки установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В тексте распоряжения о проведении проверки содержатся:

наименование органа государственного контроля;

фамилия, имя, отчество и должность специалиста (специалистов), уполномоченного на проведение проверки (с обязательным определением председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);

полное наименование некоммерческой организации;

цели, задачи, предмет проведения проверки;

правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации;

срок (дата начала и окончания) проверки;

вид проверки (выездная или документарная);

место проведения проверки (при выездной проверке);

сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень документов, представление которых некоммерческой организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

ссылка на Административный регламент.

Распоряжение о проведении проверки некоммерческой организации издается  не менее чем за три рабочих дня до даты начала проверки.

Кроме того, специалист Управления оформляет уведомление о проведении проверки, в котором указывает срок представления некоммерческой организацией  документов, необходимых для проведения проверки, срок проведения проверки, а также период проводимой проверки.

Заверенная копия распоряжения и уведомления о проведении проверки направляется Управлением некоммерческой организации не позднее, чем за три рабочих дня до даты начала проверки (заказным письмом с уведомлением), а также посредством телефонной связи специалисты Управления, в указанные выше сроки, извещают некоммерческую организацию о проведении проверки с указанием перечня необходимых документов, сроков и периода проводимой проверки. Как правило, Управлением вышеуказанные документы направляются более чем за три рабочих дня.

Специалистами Управления проводится документарная проверка, срок проведения проверки составляет 20 рабочих дней, что отражено в плане проверок.

При составлении плана проверок специалистами Управления назначаются документарные проверки, так как исходя из положений статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выездная проверка допустима лишь в случаях наличия реальных рисков недостижения целей контроля при проведении документарной проверки. Так, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности некоммерческой организации обязательным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений которых направлен государственный контроль.

Кроме того, к числу проверок, проведение которых может осуществляться в форме выездных могут быть отнесены, например, проверки, проводимые в связи с возможным наличием в деятельности некоммерческих организаций признаков экстремизма. В 2016 году информация о наличии признаков экстремизма в деятельности некоммерческих организаций в Управление не поступала.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Оба экземпляра акта проверки подписываются членами комиссии и руководителем некоммерческой организации, один из которых вручается руководителю. В случае отсутствия руководителя один экземпляр акта направляется в адрес (место нахождения) некоммерческой организации заказным письмом с уведомлением.

В анализируемом периоде отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.

В ходе проведения проверки 2-х некоммерческих организаций установлено осуществление деятельности, не соответствующей уставным целям (выдача беспроцентных займов коммерческим организациям).

Фактов деятельности некоммерческих организаций, подпадающих под признаки «иностранного агента», установленные пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не выявлено.

Наличие программ, грантовых соглашений, а также иных поступлений денежных средств и имущества от некоммерческих организаций, деятельность которых признана на территории Российской Федерации нежелательной, а также фактов выявления признаков экстремизма в деятельности некоммерческих организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления, не установлено.

По результатам проверок в отношении некоммерческих организаций, нарушающих действующее законодательство и пункты уставов, Управление выносит предупреждения с установлением срока устранения нарушения с последующей отметкой об исполнении.

В 2017 году по результатам проверок деятельности некоммерческих организаций Управлением вынесены  предупреждения об устранении нарушений 35 некоммерческим организациям, из которых 15 некоммерческих организаций устранили выявленные нарушения, за неисполнение предупреждения составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 7  некоммерческих организаций, 3 некоммерческим организациям Управлением вынесены повторные предупреждения, одна организация представила документы для государственной регистрации уведомления о начале процедуры ликвидации, срок устранения нарушений, указанный в 9 предупреждениях, истекает в 1 квартале 2018 года.

Предупреждения в судебном порядке не обжаловались.

Также в случаях выявления нарушений федерального законодательства, контроль, надзор за соблюдением которых не относится к компетенции Управления проверяющими специалистами направляется соответствующая информация в компетентные органы для должного реагирования на установленные нарушения.

В частности, за истекший период выявлено непредставление некоммерческой организацией      бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики. В этой связи Управлением направлено 1 информационное письмо в органы Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Кроме того, установлено несоответствие между представленными налоговым органом копиями бухгалтерской (финансовой) отчетности и документами, представленными некоммерческой организацией для проверки. Управлением в налоговый орган направлена соответствующая информация, на которую получен ответ о том, что информация принята для использования в работе, проводятся контрольные мероприятия, предусмотренные налоговым законодательством.

Установлено несоответствие между представленными Курскстатом копиями бухгалтерской (финансовой) отчетности и документами, представленными некоммерческой организацией для проверки. В связи с этим направлены письма в налоговый орган и в орган государственной статистики.

За указанный период по результатам контроля специалистами не возбуждались дела об административных правонарушениях.

Однако за непредставление в Управление документов для проведения проверки в отношении 5 некоммерческих организаций составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4, частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса.

За истекший период в суде обжаловано одно постановление мирового судьи о назначении административного штрафа должностному лицу некоммерческой организации. Решением районного суда Курской области постановление мирового судьи оставлено без изменений.

Для принятия той или иной меры реагирования за нарушение некоммерческими организациями обязательных требований Управлением осуществляется оценка тяжести таких нарушений.

Так, по мнению Управления непредставление некоммерческой организацией документов для проведения проверки, неисполнение в указанный срок предупреждения Управления, непредставление ежегодной отчетности является грубым нарушением федерального законодательства, в связи с чем Управлением возбуждаются дела об административных правонарушениях.

В истекшем периоде действия и решения должностных лиц Управления в административном, судебном порядке не обжаловались.

За указанный период Прокуратурой Курской области Управлению внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственном контроле, а именно, допущение Управлением нарушений по ведению единого реестра проверок. Нарушения Управлением устранены в установленный срок.

Кроме того, со специалистами отдела по делам некоммерческих организаций Управления проведено занятие по применению Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

За истекший период в Управление из Прокуратуры Курской области поступило письмо с разъяснениями положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» об изменении порядка организации контрольно-надзорной деятельности. От иных государственных органов разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, в Управление не поступали.

В 2017 году Департаментом по делам некоммерческих организаций Минюста России в Управление направлен обзор представлений, внесенных органами прокуратуры Российской Федерации по результатам проверок деятельности территориальных органов Минюста России, который изучен специалистами Управления с целью недопущения выявленных нарушений. 

За анализируемый период в Управление поступило 18 обращений от граждан, юридических лиц, в том числе СМИ по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, проверки их деятельности, представления отчетности. Обращения о нарушении обязательных требований некоммерческими организациями в Управление не поступали.

Все обращения рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 

Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе проводимых без взаимодействия с некоммерческими организациями

                                                                                    

На основании пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, пункта 26 Административного регламента Управлением проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с некоммерческими организациями, а именно: анализ поступивших в Управление отчетов от некоммерческих организаций, изучение материалов, содержащихся в учетном деле некоммерческой организации, на предмет выявления нарушения законодательства Российской Федерации, участие в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями.

Так, за истекший период 2017 года Управлением проанализировано 1330 отчетов, представленных некоммерческими организациями, изучено 160 учетных дел некоммерческих организаций, принято участие в 15 мероприятиях некоммерческих организаций.

По результатам проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с некоммерческими организациями Управлением на основании статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 32 от 12.01.1996 № 7-ФЗ Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ                    «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вынесено 94 предупреждения об устранении выявленных нарушений, составлено 45 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Кроме того, за неисполнение в установленный срок предупреждений, вынесенных Управлением в адрес некоммерческих организаций, возбуждено 35 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 стати 19.5 Кодекса).

Анализ практика показывает, что подавляющее большинство привлеченных некоммерческих организаций в последующем не допускают нарушения и исполняют обязанности, возложенные на них законодательством Российской Федерации.

За анализируемый период по итогам рассмотрения в Управление поступило 70 постановлений мировых судов о рассмотрении протоколов (предупреждение – 24, административный штраф – 41 (сумма штрафов 287000 руб.), устное замечание – 2, прекращено производств по делу об административном правонарушении – 3).

По данным, имеющимся в Управлении, 5 некоммерческих организаций оплатили штрафы на общую сумму – 33500 рублей, из них 3 по 1000 рублей, 1 – 3000 рублей, 1 – 500 рублей.

В ходе анализа административной практики Управления установлено, что большинство некоммерческих организаций, из-за отсутствия у них имущества, не исполняют постановления мировых судов в части оплаты административного штрафа, о чем свидетельствуют поступившие от Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

При осуществлении контрольных функций Управлением в порядке статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» подготовлено 32 административных исковых заявления о ликвидации (признании прекратившим свою деятельность). Направлено в суд - 27, из них:

- удовлетворено – 20;

- прекращено производство по гражданскому делу ввиду отказа Управления от административного иска - 3;

- 4 заявления находятся на рассмотрении.

По 5 административным искам исполняются требования, предусмотренные пунктом 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, подготовлено 4 административных исковых заявления о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий (на основании статьи 39 ФЗ «О политических партиях»), из которых 1 рассмотрено и удовлетворено Курским областным судом, 1 административное исковое заявление находится на рассмотрении, по 2 административным исковым заявлениям исполняются требования, предусмотренные вышеуказанной статьей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

В ходе плановых и внеплановых проверок некоммерческих организаций, проведенных в 2017 году, в деятельности некоммерческих организаций выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации:

1. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации – в протоколах высшего органа отсутствуют сведения о времени проведения собрания и лицах, проводивших подсчет голосов.

2. В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - не размещают в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», не представляют средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности.

3. В нарушение подпункта 3 пункта 1, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фонды не проводят обязательный ежегодный аудит.

4. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г.     № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - не исполняют требования своего устава в части соблюдения периодичности заседания руководящих и контрольно-ревизионных органов, попечительского совета, проведения собраний высшего и постоянно действующего руководящих органов в установленные уставом сроки; рассмотрения вопросов, относящихся согласно уставу к компетенции руководящих органов, в полном объеме, проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами.

5. В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г.    № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82 Федерального закона «Об общественных объединениях» некоммерческие организации не информируют Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в трехдневный срок  с момента наступления таких изменений, а именно сведений об изменении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, а также сведений о месте нахождения некоммерческих организаций.

6. В ряде случаев некоммерческие организации используют символику, описание которой не содержится в уставе данных некоммерческих организаций, что нарушает требования пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995    № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».  

7. Некоммерческие организации в своей деятельности при использовании наименования не всегда указывают полное наименование, в том числе в печати, что является недостоверной информацией о некоммерческой организации.

8. В отдельных случаях общественные объединения не оформляют соответствующие документы, позволяющие учитывать количество членов общественного объединения, например, отсутствуют заявления о вступлении и выходе членов некоммерческой  организации.

В целях обеспечения соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований на официальном сайте Управления в сети «Интернет» (адрес интернет сайта: to46.minjust.ru) размещены: перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, информация с изложением текста обязательных требований в простом и понятном формате; информация о результатах проверок некоммерческих организаций, в том числе о принятых мерах правового реагирования в случае выявления нарушений действующего законодательства в их деятельности (аналогичная информация с указанием нарушенных норм обязательных требований также размещается в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок»).

При государственной регистрации некоммерческих организаций, проведении плановых и внеплановых документарных проверок представителям некоммерческих организаций вручаются памятки о требованиях, предъявляемых действующим законодательством к порядку представления и оформлению ежегодной отчетности некоммерческих организаций, способах представления отчетности и об ответственности за ее непредставление. Кроме того, вышеуказанные памятки для различных организационно - правовых форм некоммерческих организаций размещены на официальном сайте Управления.

Управлением ежегодно, в том числе в 2017 году, размещается «бегущая строка» информация о необходимости представления некоммерческими организациями ежегодной отчетности в срок, установленный законодательством Российской Федерации, на сайте Автономного учреждения Курской области «Телевизионная и радиовещательная компания «Сейм».

В целях разъяснения действующего законодательства в 2017 году на сайте Управления размещены:

- статья «Представление отчетности благотворительными некоммерческими организациями в Управление Минюста России по Курской области»;

- информация «Обобщение практики размещения некоммерческими организациями ежегодной отчетности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет»;

- обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями в документах, представляемых для государственной регистрации;

- обобщение результатов проверок деятельности некоммерческих организаций с целью выявления нарушений, имеющих системный характер, с разъяснением положений действующего законодательства;

- практика применения Управлением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контрольных функций в отношении некоммерческих организаций и анализ сведений об уплате некоммерческими организациями административных штрафов.

В ходе осуществления контрольных функций у специалистов Управления возникают проблемные вопросы по реализации положений действующего законодательства. В связи с этим Управлением направляются в Минюст России   предложения по совершенствованию законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Так, в 2017 году в Минюст России направлены предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, а именно:

- включить в перечень оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, содержащихся в Федеральном законе от 12.01.1996   № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», противодействие проведению проверки со стороны некоммерческих организаций, в том числе непредставление документов для проведения проверки, отсутствие некоммерческой организации по адресу, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц;

- внести в форму уведомления о начале деятельности религиозной группы информацию о дате создания религиозной группы, избрания и истечения полномочий руководителя, паспортных данных руководителя и учредителей, их гражданстве;

- разработать и утвердить форму документа, подтверждающего получение и регистрацию уведомления о создании и начале деятельности религиозной группы, выдаваемого территориальным органом Минюста России;

Кроме того, Управлением разработаны и направлены предложения по внесению изменений в Административный регламент.

 

 

 

                                                                                            

 

 

28 декабря 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).