Вы здесь

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА.

 

 Общая часть

 

Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (приложение № 4 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) проведено обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности  Управления за 1 полугодие 2018 года.

Управление в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, уполномочено осуществлять следующие виды контроля (надзора):

- контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций  целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

- контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

- направляет представителей для участия в мероприятиях, проводимых политическими партиями, общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями;

 - по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

- обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 и абзацами 2 и 3 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) и приказом Минюста России от 31.08.2012 № 173 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», Управление вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Правоприменительная практика организации и проведения

государственного контроля (надзора) Управления

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ       «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, Управлением ежегодно составляются планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – план проверок), направляются в орган прокуратуры, дорабатываются по итогам рассмотрения органом прокуратуры, утверждаются начальником Управления с последующим размещением на официальном сайте Управления в сети Интернет. 

В план проверок Управления на 2018 год включено 38 некоммерческих организаций, из них в 1 полугодии 2018 года проведено 16 проверок.

Кроме того, по представлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении проверки сведений о некоммерческих организациях, перечисливших добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации, Управлением проведены 2 внеплановые выездные проверки в отношении фондов, а также в соответствии с письмом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курской области проведена внеплановая документарная проверка благотворительного фонда. Все внеплановые проверки согласованы с органами прокуратуры в порядке установленном законодательстве.

Согласно положениям Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент), специалист Управления подготавливает проект распоряжения о проведении проверки, который согласовывается с начальником отдела по делам некоммерческих организаций. Согласованный проект распоряжения о проведении проверки представляется на подпись начальнику Управления.

Типовая форма распоряжения о проведении проверки установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В тексте распоряжения о проведении проверки содержатся:

наименование органа государственного контроля;

фамилия, имя, отчество и должность специалиста (специалистов), уполномоченного на проведение проверки (с обязательным определением председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);

полное наименование некоммерческой организации;

цели, задачи, предмет проведения проверки;

наименование вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;

обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверки;

правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации;

срок (дата начала и окончания) проверки;

вид проверки (выездная или документарная);

место проведения проверки (при выездной проверке);

сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень документов, представление которых некоммерческой организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень положений об осуществлении государственного контроля (надзора) административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора) (при их наличии).

Распоряжение о проведении проверки некоммерческой организации издается  не менее чем за три рабочих дня до даты начала проверки.

Кроме того, специалист Управления оформляет уведомление о проведении проверки, в котором указывает срок представления некоммерческой организацией  документов, необходимых для проведения проверки, срок проведения проверки, а также период проводимой проверки.

Заверенная копия распоряжения и уведомления о проведении проверки направляется Управлением некоммерческой организации не позднее, чем за три рабочих дня до даты начала проверки (заказным письмом с уведомлением), а также посредством телефонной связи специалисты Управления, в указанные выше сроки, извещают некоммерческую организацию о проведении проверки с указанием перечня необходимых документов, сроков и периода проводимой проверки. Как правило, Управлением вышеуказанные документы направляются более чем за три рабочих дня.

Исходя из положения статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (выездная проверка допустима лишь в случаях наличия реальных рисков недостижения целей контроля при проведении документарной проверки), установленного показателя № 17 «Защита прав некоммерческих организаций при осуществлении государственного контроля, снижение административных барьеров (увеличение доли документарных проверок по отношению к выездным)» государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312, Управлением при составлении плана проверок назначаются только документарные проверки.

По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Оба экземпляра акта проверки подписываются членами комиссии и руководителем некоммерческой организации, один из которых вручается руководителю. В случае отсутствия руководителя один экземпляр акта направляется в адрес (место нахождения) некоммерческой организации заказным письмом с уведомлением.

В первом полугодии 2018 года при проведении внеплановой документарной проверки благотворительного фонда установлено осуществление деятельности, не соответствующей уставным целям, а именно, в части оказания благотворительной помощи войсковой части.

Фактов деятельности некоммерческих организаций, подпадающих под признаки «иностранного агента», установленные пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не выявлено.

Наличие программ, грантовых соглашений, а также иных поступлений денежных средств и имущества от некоммерческих организаций, деятельность которых признана на территории Российской Федерации нежелательной, а также фактов выявления признаков экстремизма в деятельности некоммерческих организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления, не установлено.

В анализируемом периоде отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.

По результатам проверок в отношении некоммерческих организаций, нарушающих действующее законодательство и пункты уставов, Управление выносит предупреждения с установлением срока устранения нарушения с последующей отметкой об исполнении.

Так, в первом полугодии 2018 года Управлением вынесены 13 предупреждений об устранении нарушений, из которых 6 некоммерческих организаций устранили выявленные нарушения, в отношении 1 некоммерческой организации за неисполнение предупреждения составлен протокол об административном правонарушении, 1 некоммерческой организации вынесено повторное предупреждение, 1 организация представила документы для государственной регистрации уведомления о начале процедуры ликвидации, срок устранения нарушений, указанный в 4 предупреждениях, истекает в 3 квартале 2018 года.

Предупреждения в судебном порядке не обжаловались.

В случаях выявления нарушений федерального законодательства, контроль, надзор за соблюдением которых не относится к компетенции Минюста России и его территориальных органов, проверяющими специалистами направляется соответствующая информация в компетентные органы для должного реагирования на установленные нарушения. В частности, за истекший период в Федеральную службу государственной статистики по Курской области, Федеральную налоговую службу по г. Курску направлено 2 письма.

За указанный период по результатам контроля специалистами не возбуждались дела об административных правонарушениях.

Однако за непредставление в Управление документов для проведения проверки в отношении 2 некоммерческих организаций составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1, 2 статьи 19.4.1 Кодекса.

В 1 полугодии 2018 года протоколы об административных правонарушениях должностными лицами некоммерческих организаций в судах Курской области не обжаловались.  

Для принятия той или иной меры реагирования за нарушение некоммерческими организациями обязательных требований Управлением осуществляется оценка тяжести таких нарушений.

Так, по мнению Управления непредставление некоммерческой организацией документов для проведения проверки, неисполнение в указанный срок предупреждения Управления, непредставление ежегодной отчетности является грубым нарушением федерального законодательства, в связи с чем Управлением возбуждаются дела об административных правонарушениях.

За анализируемый период в Управление поступило 6 обращений от граждан, в которых содержались сведения о нарушении обязательных требований некоммерческими организациями. Все обращения рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В истекшем периоде действия и решения должностных лиц Управления в административном, судебном порядке не обжаловались.

 

Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе проводимых без взаимодействия с некоммерческими организациями

                                                                                    

На основании пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, пункта 26 Административного регламента Управлением проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с некоммерческими организациями, а именно: анализ поступивших в Управление отчетов от некоммерческих организаций, изучение материалов, содержащихся в учетном деле некоммерческой организации, на предмет выявления нарушения законодательства Российской Федерации, участие в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями.

Так, в 1 полугодии 2018 года Управлением проанализировано отчетов, представленных некоммерческими организациями - 1401, изучено учетных дел некоммерческих организаций - 123, принято участие в мероприятиях некоммерческих организаций - 11.

По результатам проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с некоммерческими организациями Управлением на основании статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 32 от 12.01.1996 № 7-ФЗ Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ                    «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» вынесено 48 предупреждений об устранении выявленных нарушений, составлено 45 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Кроме того, за неисполнение в установленный срок предупреждений, вынесенных Управлением в адрес некоммерческих организаций, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса).

За анализируемый период по итогам рассмотрения в Управление поступило 14 постановлений мировых судов о рассмотрении протоколов (предупреждение – 5, административный штраф – 9 (сумма штрафов 48000 руб.).

Анализ практики показывает, что подавляющее большинство привлеченных некоммерческих организаций в последующем не допускают нарушения и исполняют обязанности, возложенные на них законодательством Российской Федерации.

По состоянию на 01.07.2018 Управлением в порядке статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» подготовлено 6 административных исковых заявлений (далее – исковое заявление) о ликвидации (признании прекратившим свою деятельность) и приостановлении деятельности регионального отделения политической партии, из них:

- рассмотрено и удовлетворено судами Курской области 2 исковых заявления;

- находится на рассмотрении в суде – 1;

- по 3 исковым заявлениям исполняются требования, предусмотренные пунктом 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

В ходе плановых и внеплановых проверок некоммерческих организаций, проведенных в первом полугодии 2018 года, в деятельности некоммерческих организаций выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации:

1. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации – в протоколах высшего органа отсутствуют сведения о времени проведения собрания и лицах, проводивших подсчет голосов.

2. В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - не размещают в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, не представляют средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности.

3. В нарушение подпункта 3 пункта 1, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фонды не проводят обязательный ежегодный аудит.

4. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г.     № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - не исполняют требования своего устава в части соблюдения периодичности заседания руководящих и контрольно-ревизионных органов, попечительского совета, проведения собраний высшего и постоянно действующего руководящих органов в установленные уставом сроки; рассмотрения вопросов, относящихся согласно уставу к компетенции руководящих органов, в полном объеме, проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами.

5. В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82 Федерального закона «Об общественных объединениях» некоммерческие организации не информируют Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в трехдневный срок  с момента наступления таких изменений, а именно сведений об изменении сведений о месте нахождения некоммерческих организаций.

6. В ряде случаев некоммерческие организации используют символику, описание которой не содержится в уставе данных некоммерческих организаций, что нарушает требования пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995  № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».  

7. В отдельных случаях общественные объединения не оформляют соответствующие документы, позволяющие учитывать количество членов общественного объединения, например, отсутствуют заявления о вступлении и выходе членов некоммерческой  организации.

В целях обеспечения соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований на официальном сайте Управления в сети Интернет (адрес интернет сайта: to46.minjust.ru) размещены: перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, информация с изложением текста обязательных требований в простом и понятном формате; информация о результатах проверок некоммерческих организаций, в том числе о принятых мерах правового реагирования в случае выявления нарушений действующего законодательства в их деятельности (аналогичная информация с указанием нарушенных норм обязательных требований также размещается в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок»).

При государственной регистрации некоммерческих организаций, проведении плановых и внеплановых документарных проверок представителям некоммерческих организаций вручаются памятки о требованиях, предъявляемых действующим законодательством к порядку представления и оформлению ежегодной отчетности некоммерческих организаций, способах представления отчетности и об ответственности за ее непредставление. Кроме того, вышеуказанные памятки для различных организационно - правовых форм некоммерческих организаций размещены на официальном сайте Управления.

Также Управление уведомляет некоммерческие организации о необходимости представления ежегодной информации посредством телефонной и почтовой связи.

В целях разъяснения действующего законодательства и  во исполнение плана-графика профилактических мероприятий в 1 полугодии 2018 года Управлением проведена следующая работа.

1. В телеэфире и на сайте Автономного учреждения Курской области «Телевизионная и радиовещательная компания «Сейм» «бегущей строкой» размещена информация о необходимости представления некоммерческими организациями ежегодной отчетности в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

2. На сайте Управления размещены:

- статья «Требования федерального законодательства по представлению некоммерческими организациями ежегодной отчетности»;

- обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением при осуществлении контрольно-надзорных функций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения;

- обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями в документах, представляемых для государственной регистрации.

3. Управлением проведен «круглый стол» с представителями казачьих обществ по вопросам внесения казачьих обществ в государственный  реестр казачьих обществ в Российской Федерации, представление ежегодной отчетности, проведения плановых документарных проверок (участникам розданы памятки).

4. Направлены информационные письма в адрес (место нахождение) некоммерческих организаций о представлении ежегодной отчетности, предусмотренной федеральным законодательством.

Согласно плану по правовому просвещению на 2018 год специалисты Управления проводили консультирования по правовым вопросам, касающимся уставной деятельности некоммерческих организаций, а также представления ежегодной отчетности, установленной федеральным законодательством, на базах образовательной и автономной некоммерческих организаций.

Кроме того, представители Управления участвовали в следующих мероприятиях:

- заседания рабочей группы по работе с казачьими обществами Курской области;

- заседание рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Курской области;

- семинар-совещание, организованный Союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области», на которых выступали с информацией о представлении ежегодной отчетности в соответствии с действующим законодательством.

За истекший период из Прокуратуры Курской области и иных государственных органов разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, в Управление не поступали.

В первом полугодии 2018 года Департаментом по делам некоммерческих организаций Минюста России в Управление направлены:

- обзор представлений, внесенных органами прокуратуры Российской Федерации по результатам проверок деятельности территориальных органов Минюста России;

- письмо Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации о толковании положений процессуального законодательства о распределении судебных расходов при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц;

- письма о разъяснении порядка приема и рассмотрения заявления о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, привлечении иностранной или международной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории Российской Федерации, к административной ответственности.  

Кроме того, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в Управление направлены обобщение рекомендаций Минюста России по вопросам регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций за период 2013-2017 гг., а также сборник решений Методического совета по вопросам государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций при Министерстве юстиции Российской Федерации 2009-2017 гг.

В ходе осуществления контрольных функций у специалистов Управления возникают проблемные вопросы по реализации положений действующего законодательства, в связи с чем в 1 полугодии 2018 года в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве направлено предложение о разработке примерного образца информации о продолжении деятельности для общественных объединений и включении его в перечень форм отчетов, представляемых на Информационный портал Минюста России.

 

 

                                                                                            

 

13 июля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).