Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в сфере некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в сфере некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения

 

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012№ 705 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре), и Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) является органом, уполномоченным на осуществление контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций на территории Курской области.

В рамках осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций федеральному законодательству Управление проводит плановые и внеплановые проверки; анализирует ежегодную отчетность некоммерческих организаций; изучает материалы, содержащиеся в учетном деле некоммерческой организации на предмет представления ежегодной отчетности, а также принимает участие в мероприятиях, организуемых и проводимых некоммерческими организациями.

Согласно пункту 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций задачами федерального государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

При осуществлении контрольно-надзорных функций в 2020 году и в 1 квартале 2021 года Управлением выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований действующего законодательства, допускаемые некоммерческими организациями:

1. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в протоколах высшего органа некоммерческих организаций отсутствуют сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, принявших участие в собрании и проводивших подсчет голосов.

2. В нарушение пункта 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческими организациями, осуществляющими  приносящую доход деятельность, не сформировано достаточное для осуществления приносящей доход деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью ГК РФ).

 3. В нарушение пункта 4 статьи 52 ГК РФ в уставах некоммерческих организаций отсутствует указание на ее организационно-правовую форму.

         4. В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федеральногозакона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации не размещают в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», не представляют средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности или сообщение о продолжении своей деятельности.

5. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не исполняют требования своего устава в части соблюдения периодичности заседания руководящих и контрольно-ревизионных органов, попечительского совета, проведения собраний высшего руководящего и постоянно действующего руководящих органов в установленные уставом сроки; рассмотрения вопросов, относящихся согласно уставу к компетенции руководящих органов, в полном объеме, проведения своевременного переизбрания постоянно действующего руководящего, коллегиального и единоличного исполнительного, контрольно-ревизионного органов в установленные уставом сроки; соблюдения порядка приема в члены некоммерческой организации, проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами.

6.В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 20 ФЗ от 19.05.1995№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» описание символики не содержится в уставе некоммерческой организации.

7. В нарушение статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставы некоммерческих организаций содержат неполный перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высших органов управления.

8. В нарушение статьи 123.7 ГК РФ исключительная компетенция высшего руководящего органа некоммерческой организации не содержит вопроса об утверждении размера членских и иных имущественных взносов.

9.В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительным документом некоммерческой организации не определен порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов).

         По результатам контрольных мероприятий Управление принимает меры реагирования, предусмотренные действующим законодательством:

- выносятся предупреждения об устранении выявленных нарушений;

- возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении некоммерческих организаций или их должностных лиц;

- направляются в суды административные исковые заявления о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, о ликвидации некоммерческой организации и возложении обязанности по ее ликвидации на учредителей (участников) некоммерческой организации.

В целях соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований действующего законодательства Управление считает необходимым разъяснить положения законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.

Согласно пункту 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

         3. Согласно пункту  3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 вышеуказанной статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 вышеуказанной статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

4. В нарушение пункта 4 статьи 52 ГК РФ устав некоммерческой организации, утвержденный учредителями, должен содержать сведения об организационно-правовой форме некоммерческой организации.

5. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

6. Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» если иное не предусмотрено федеральным законодательством, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

7. Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» некоммерческим организациям предоставлено право иметь символику.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

Необходимо отметить, что при заполнении некоммерческими организациями ежегодной отчетности допускаются следующие наиболее часто встречающиеся недостатки:

- при отсутствии каких-либо сведений в графах, предусмотренных формами ОН0001, ОН0002 и ОН0003, не проставляется прочерк;

- в формах ОН0002 и ОН0003 отсутствуют фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, подпись лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, второй оттиск печати Организации, даты заполнения Отчета;

- листы форм ОН0001, ОН0002, ОН0003 не прошиты, количество листов не подтверждено подписью лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации.

 

 

 

Специалист – эксперт

отдела по делам некоммерческих организаций                         О.А. Алтухова

31 марта 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).