Вы здесь

Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности управления министерства юстиции российской федерации по курской области за 1 полугодие 2019 года

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2019 ГОДА.

 

Общая часть

 

Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и в соответствии с методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (приложение № 4 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) проведено обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности  Управления за 1 полугодие 2019 года.

Управление в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, уполномочено осуществлять следующие виды контроля (надзора):

- контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций  целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

- контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

- направляет представителей для участия в мероприятиях, проводимых политическими партиями, общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями;

 - по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

- обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 и абзацами 2 и 3 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) и приказом Минюста России от 31.08.2012 № 173 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», Управление вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Правоприменительная практика организации и проведения

государственного контроля (надзора) Управления

 

В соответствии со статьей 9 Закона № 294-ФЗ и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, Управлением ежегодно составляются планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – план проверок), направляются в орган прокуратуры, дорабатываются по итогам рассмотрения органом прокуратуры, утверждаются начальником Управления с последующим размещением на официальном сайте Управления в сети Интернет. 

В план проверок Управления на 2019 год включено 34 некоммерческие организации, из них в 1 полугодии 2019 года проведено 13 проверок.

Внеплановые (документарные, выездные) проверки Управлением не проводились.

Согласно положениям Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент), специалист Управления подготавливает проект распоряжения о проведении проверки, который согласовывается с начальником отдела по делам некоммерческих организаций и заместителем начальника Управления, курирующим соответствующее направление. Согласованный проект распоряжения о проведении проверки представляется на подпись начальнику Управления.

Типовая форма распоряжения о проведении проверки установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В тексте распоряжения о проведении проверки содержатся:

наименование органа государственного контроля;

фамилия, имя, отчество и должность специалиста (специалистов), уполномоченного на проведение проверки (с обязательным определением председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);

полное наименование некоммерческой организации;

цели, задачи, предмет проведения проверки;

наименование вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;

обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверки;

правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации;

срок (дата начала и окончания) проверки;

вид проверки (выездная или документарная);

место проведения проверки (при выездной проверке);

сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень документов, представление которых некоммерческой организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень положений об осуществлении государственного контроля (надзора), административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора) (при их наличии).

Распоряжение о проведении проверки некоммерческой организации издается  не менее чем за три рабочих дня до даты начала проверки.

Кроме того, специалист Управления оформляет уведомление о проведении проверки, в котором указывает срок представления некоммерческой организацией  документов, необходимых для проведения проверки, срок проведения проверки, а также период проводимой проверки.

Заверенная копия распоряжения и уведомление о проведении проверки направляются Управлением некоммерческой организации не позднее, чем за три рабочих дня до даты начала проверки (заказным письмом с уведомлением), а также посредством телефонной связи специалисты Управления, в указанные выше сроки, извещают некоммерческую организацию о проведении проверки с указанием перечня необходимых документов, сроков и периода проводимой проверки. Как правило, Управлением вышеуказанные документы направляются более чем за три рабочих дня до даты начала проверки.

Исходя из положения статьи 12 Закона № 294-ФЗ  (выездная проверка допустима лишь в случаях наличия реальных рисков недостижения целей контроля при проведении документарной проверки), установленного показателя № 17 «Защита прав некоммерческих организаций при осуществлении государственного контроля, снижение административных барьеров (увеличение доли документарных проверок по отношению к выездным)» государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312, Управлением при составлении плана проверок назначаются только документарные проверки.

По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Оба экземпляра акта проверки подписываются членами комиссии и руководителем некоммерческой организации, один из которых вручается руководителю. В случае отсутствия руководителя один экземпляр акта направляется в адрес (место нахождения) некоммерческой организации заказным письмом с уведомлением.

В первом полугодии 2019 года при проведении плановой документарной проверки  установлено осуществление деятельности, не соответствующей уставным целям, а именно, в части обращения к юридическим лицам с просьбой об оказании материальной помощи участнику боевых действий.

Фактов деятельности некоммерческих организаций, подпадающих под признаки «иностранного агента», установленные пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не выявлено.

Наличие программ, грантовых соглашений, а также иных поступлений денежных средств и имущества от некоммерческих организаций, деятельность которых признана на территории Российской Федерации нежелательной, а также фактов выявления признаков экстремизма в деятельности некоммерческих организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления, не установлено.

В анализируемом периоде отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.

По результатам проверок в отношении некоммерческих организаций, нарушающих действующее законодательство и пункты уставов, Управление выносит предупреждения с установлением срока устранения нарушения с последующей отметкой об исполнении.

Так, в первом полугодии 2019 года Управлением вынесено 10 предупреждений об устранении нарушений, из которых 2 некоммерческие организации устранили выявленные нарушения, в отношении 1 некоммерческой организации за неисполнение предупреждения составлен протокол об административном правонарушении, 3 некоммерческих организаций вынесены повторные предупреждения, 1 организации направлено административное исковое заявление о приостановлении деятельности. Срок устранения нарушений, указанный в 3 предупреждениях, истекает в 3 квартале 2019 года.

Предупреждения в судебном порядке не обжаловались.

За указанный период по результатам контроля специалистами не возбуждались дела об административных правонарушениях.

В случае непредставления, несвоевременного представления документов, необходимых для проведения документарной проверки, проверка проводится
на основании информации, полученной от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также информации, размещенной в открытых источниках.

Вне зависимости от факта представления соответствующих документов некоммерческой организацией при подготовке и проведении документарной проверки результаты проверки оформляются актом по установленной форме, в котором отражаются сведения о возможности либо невозможности в полной мере оценить деятельность проверяемого субъекта.

Противодействие проведению проверки, уклонение от представления документов для ее проведения, равно как и отсутствие организации по указанному
в Едином государственном реестре юридических лиц адресу отражаются в соответствующем акте и представляют собой составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена положениями статьей 19.4, 19.4.1, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В 1 полугодии 2019 года за непредставление в Управление документов для проведения проверки в отношении 3 некоммерческих организаций составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях должностными лицами некоммерческих организаций в судах Курской области не обжаловались.  

Для принятия той или иной меры реагирования за нарушение некоммерческими организациями обязательных требований Управлением осуществляется оценка тяжести таких нарушений.

Так, по мнению Управления непредставление некоммерческой организацией документов для проведения проверки, неисполнение в указанный срок предупреждения Управления, непредставление ежегодной отчетности является грубым нарушением федерального законодательства, в связи с чем Управлением возбуждаются дела об административных правонарушениях.

За анализируемый период в Управление обращения от граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований некоммерческими организациями, не поступали.

В истекшем периоде действия и решения должностных лиц Управления в административном, судебном порядке не обжаловались.

 

Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе проводимых без взаимодействия с некоммерческими организациями

                                                                                    

Мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, Управлением не осуществляются.

Вместе с тем Управлением на постоянной основе контролируется соблюдение некоммерческими организациями обязательных требований, в ходе которого изучается информация, размещаемая некоммерческими организациями в сети «Интернет», а также информация, поступающая от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций о нарушении некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации в сфере их деятельности.

В случае выявления указанных нарушений Управлением в адрес некоммерческих организаций выносятся предупреждения, составляются протоколы об административных правонарушениях, направляются административные исковые заявления в суд о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций.

По результатам проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с некоммерческими организациями Управлением на основании статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», статьи 39 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» вынесены 88 предупреждений об устранении выявленных нарушений, составлены 41 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Кроме того, за неисполнение в установленный срок предупреждений, вынесенных Управлением в адрес некоммерческих организаций, возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса).

За анализируемый период по итогам рассмотрения в Управление поступило 21 постановление мировых судов о рассмотрении протоколов (предупреждение – 17, административный штраф – 3 (сумма штрафов 900 руб.), прекращено производство по делу – 1).

Анализ практики показывает, что подавляющее большинство привлеченных некоммерческих организаций в последующем не допускают нарушения и исполняют обязанности, возложенные на них законодательством Российской Федерации.

За указанный период Управлением в порядке статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 39, 42 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», статьи 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подготовлены и направлены 8 административных исковых заявления о ликвидации (признании прекратившим свою деятельность) некоммерческих организаций и приостановлении деятельности регионального отделения политической партии, из них:

- рассмотрено и удовлетворено судами Курской области – 3;

- находится на рассмотрении в суде – 1;

- прекращено производство по гражданскому делу ввиду отказа Управления от административного иска – 1.

- по 3 исковым заявлениям исполняются требования, предусмотренные пунктом 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

В ходе плановых и внеплановых проверок некоммерческих организаций, проведенных в первом полугодии 2019 года, в деятельности некоммерческих организаций выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации:

1. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколах высшего органа отсутствуют сведения о времени проведения собрания и лицах, проводивших подсчет голосов.

2. В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не размещают в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, не представляют средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности.

3. В нарушение статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 10 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» уставы некоммерческих организаций содержат неполный перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления.

4. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г.     № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не исполняют требования своего устава в части соблюдения периодичности заседания руководящих и контрольно-ревизионных органов, попечительского совета в установленные уставом сроки; рассмотрения вопросов, относящихся согласно уставу к компетенции руководящих органов, в полном объеме, проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами.

5. В ряде случаев некоммерческие организации используют символику, описание которой не содержится в уставе данных некоммерческих организаций, что нарушает требования пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995  № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».  

6. В отдельных случаях общественные объединения не оформляют соответствующие документы, позволяющие учитывать количество членов общественного объединения, например, отсутствуют заявления о вступлении и выходе членов некоммерческой  организации.

В целях обеспечения соблюдения некоммерческими организациями обязательных требований на официальном сайте Управления в сети Интернет (адрес интернет сайта: to46.minjust.ru) размещены: перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, информация с изложением текста обязательных требований в простом и понятном формате; информация о результатах проверок некоммерческих организаций, в том числе о принятых мерах правового реагирования в случае выявления нарушений действующего законодательства в их деятельности (аналогичная информация с указанием нарушенных норм обязательных требований также размещается в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок»).

При государственной регистрации некоммерческих организаций, проведении плановых и внеплановых документарных проверок представителям некоммерческих организаций вручаются памятки о требованиях, предъявляемых действующим законодательством к порядку представления и оформлению ежегодной отчетности некоммерческих организаций, способах представления отчетности и об ответственности за ее непредставление. Кроме того, вышеуказанные памятки для различных организационно - правовых форм некоммерческих организаций размещены на официальном сайте Управления.

Также Управление уведомляет некоммерческие организации о необходимости представления ежегодной информации посредством телефонной и почтовой связи.

В целях разъяснения действующего законодательства и во исполнение плана мероприятий по профилактике правонарушений на 2019 Управлением проведена следующая работа:

- в телеэфире и на сайте Автономного учреждения Курской области «Телевизионная и радиовещательная компания «Сейм» «бегущей строкой» размещены объявления о необходимости представления некоммерческими организациями ежегодной отчетности в срок, установленный законодательством Российской Федерации;

- информирование посредством телефонной связи руководителей некоммерческих организаций о представлении ежегодной отчетности (241 звонок);

- направление по электронным адресам некоммерческих организаций сообщений о представлении ежегодной отчетности (90 сообщений);

- направление информации в СМИ Курской области о размещении на своих сайтах объявлений о представлении некоммерческими организациями ежегодной отчетности (8 писем);

- направление информационных писем в адреса (места нахождения) областных отраслевых профсоюзов о представлении ежегодной отчетности профсоюзными организациями, входящими в их структуры (9 писем);

- направление в Курскую областную Думу, Общественную палату, в ИФНС России по г. Курску, комитет по физической культуре и спорту Курской области, комитет по делам молодежи и туризму Курской области информации о размещении на своих сайтах и информационных стендах объявления о представлении некоммерческими организациями ежегодной отчетности;

Кроме того, на официальном сайте Управления размещены статья на тему: «Об изменении форм отчетности некоммерческих организаций»; а также обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением при осуществлении контрольно-надзорных функций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения и обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями в документах, представляемых для государственной регистрации.

Согласно плану по правовому просвещению на 2019 год специалист Управления проводил консультирования по правовым вопросам, касающимся уставной деятельности некоммерческих организаций, а также представления ежегодной отчетности, установленной федеральным законодательством, на базе образовательной организации.

За истекший период из Прокуратуры Курской области и иных государственных органов разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, в Управление не поступали.

В первом полугодии 2019 года Департаментом по делам некоммерческих организаций Минюста России в Управление направлены:

- сводная аналитическая записка по итогам работы в 2018 году в сфере защиты интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России при рассмотрении судами Российской Федерации и антимонопольными органами;

- обзор представлений, внесенных органами прокуратуры Российской Федерации по результатам проверок деятельности территориальных органов Минюста России с 01.09.2018 по 01.03.2019;

- обзор состояния работы по защите интересов Минюста России и его территориальных органов в судах по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью в 2018 году.

- инструкция государственного служащего отдела по делам некоммерческих организаций для использования работы, разработанная Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

28 июня 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).