Вы здесь

Результаты проведения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов в 2019 году

Результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов

 

1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов

 

Важным направлением противодействия коррупции является антикоррупционная экспертиза законодательства с целью устранения из него положений, способствующих проявлению коррупции. Основой правового регулирования указанной экспертизы стал Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии с предоставленными полномочиями Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее - Управление) с октября 2008 года по настоящее время осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов.

За период проведения антикоррупционной экспертизы с октября 2008 года по 31 декабря 2019 года Управлением изучено 14353 нормативных правовых акта Курской области на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции, выявлено 185 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, из них в 185 актах выявленные факторы устранены.

В частности, в 2019 году Управлением изучено 1859 нормативных правовых актов Курской области на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции, в ходе экспертной оценки которых коррупциогенные нормы выявлены в 3 нормативных правовых актах Курской области, а именно:

- постановление Администрации Курской области от 28.12.2018 № 1101-па «Об утверждении Методики оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Курской области»;

- постановление Губернатора Курской области от 21.02.2019 № 64-пг «О вопросах формирования, подготовки и использования резерва управленческих кадров Курской области»;

- постановление Администрации Курской области от 01.04.2019 № 271-па «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по определению границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определению местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, создаваемой органом местного самоуправления поселения или городского округа, расположенных на территории Курской области».

Общее количество выявленных коррупциогенных факторов составляет – 5 факторов, из них:

- широта дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Методика)) – 1;

- выборочное изменение объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики) – 1;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (подпункт «д» пункта 3 Методики) – 1;

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт «а» пункта 4 Методики) – 1;

- юридико-лингвистическая неопределенность (подпункт «в» пункта 4 Методики) – 1.

В целях устранения коррупциогенных факторов, выявленных в указанных выше нормативных правовых актах Курской области, Управлением направлены в адрес временно исполняющего обязанности Губернатора Курской области отрицательные экспертные заключения с мотивированным обоснованием.

В 2019 года коррупциогенные факторы устранены в 3 нормативных правовых актах Курской области.

По состоянию на 31 декабря 2019 года выявленные коррупциогенные факторы устранены во всех нормативных правовых актах Курской области.

Следует отметить, что за последние 6 лет количество выявляемых коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах Курской области сократилось в разы (если в 2013 году в НПА Курской области было выявлено 318 коррупциогенных факторов, в 2014 году их было выявлено 150, в 2015 году было выявлено 20, то в 2017 году всего 2 коррупциогенных фактора).

Таблица 1.

Отчетный период

Количество НПА, в которых выявлены коррупциогенные факторы (количество выявленных коррупциогенных факторов)

Количество НПА, в которых устранены выявленные коррупциогенные факторы

НПА, в которых выявленные коррупциогенные факторы остаются не устраненными

Общее количество НПА, в которых коррупциогенные факторы не устранены

Количество НПА, по которым органы государственной власти выразили согласие с доводами, изложенными в заключениях

Количество НПА, по которым органы государственной власти не согласились с доводами, изложенными в заключениях

2008 год

1(1)

1

0

1

0

2009 год

3(5)

3

0

3

0

2010 год

28(38)

28

0

28

0

2011 год

14(25)

14

0

14

0

2012 год

14(35)

14

0

14

0

2013 год

51(318)

51

0

0

0

2014 год

46(150)

46

0

0

2

2015 год

14(20)

14

0

3

0

2016 год

8(8)

8

0

3

0

2017 год

2 (2)

2

0

1

0

2018 год

1(1)

1

0

1

0

2019 год

3(5)

3

0

2

0

 

Дифференцировать нормативные правовые акты Курской области, в которых выявлялись коррупциогенные факторы, в зависимости от видов нормативных правовых актов (по органу принятия), возможно следующим образом:

Таблица 2.

Отчетный период

Общее количество НПА Курской области, в которых выявлены коррупциогенные факторы

Законы Курской области

Акты Курской областной Думы

Акты Губернатора Курской области

Акты Администрации Курской области

Акты

 отраслевых органов исполнительной власти Курской области

2008 год

1

0

0

0

1

0

2009 год

3

1

0

1

1

0

2010 год

28

10

0

1

10

7

2011 год

14

4

0

4

6

0

2012 год

14

3

0

3

8

0

2013 год

51

2

0

1

3

45

2014 год

46

0

0

1

1

44

2015 год

14

0

0

0

0

14

2016 год

8

0

0

0

0

8

2017 год

2

1

0

0

0

1

2018 год

1

0

0

0

0

1

2019 год

3

0

0

1

2

0

Всего:

185

21

0

12

32

120

 

Приведенные выше статистические данные наглядно свидетельствуют о снижении количества Законов Курской области, актов Губернатора и Администрации Курской области, в которых Управлением выявляются коррупциогенные факторы.

При этом, основную часть нормативных правовых актов Курской области, содержащих коррупциогенные факторы (64,8% от общего количества выявленного Управлением за все время проведения антикоррупционной экспертизы), составляют приказы отраслевых органов исполнительной власти Курской области, которыми утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций. Так, в 2015, 2016 годах коррупциогенные факторы были выявлены исключительно в указанных выше приказах.

В подавляющем большинстве случаев органы государственной власти Курской области соглашаются с доводами, изложенными в экспертных заключениях Управления по выявленным коррупциогенным факторам, и своевременно вносят необходимые изменения в нормативные правовые акты Курской области.

Кроме того, Управление большое внимание уделяет превентивным мерам, направленным на выявление коррупциогенных факторов на ранних стадиях разработки нормативных правовых актов Курской области. В этих целях специалисты Управления принимают участие в рабочих группах, комиссиях по разработке проектов нормативных правовых актов Курской области; проводят правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области, в рамках которой осуществляется оценка проекта нормативного правового акта на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Результаты деятельности Управления по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Курской области приведены в сравнительной таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Год

Общее количество проектов НПА Курской области, по которым проведена экспертиза

Общее количество проектов НПА Курской области, в которых выявлены коррупциогенные факторы

Общее количество коррупциогенных факторов, выявленных в проектах НПА Курской области

Общее количество НПА, при принятии которых учтены замечания Управления по выявленным коррупциогенным факторам

1.

2011

200

27

37

24

2.

2012

205

29

51

27

3.

2013

222

26

85

20

4.

2014

246

12

22

11

5.

2015

394

14

15

12

6.

2016

403

15

17

8

7.

2017

339

24

30

19

8.

2018

746

27

36

23

9.

2019

633

15

18

8

Всего:

3388

189

311

152

 

Дифференцировать проекты нормативных правовых актов Курской области, в которых выявлялись коррупциогенные факторы, в зависимости от видов нормативных правовых актов (по органу принятия), возможно следующим образом:

№ п/п

Год

Общее количество проектов НПА Курской области, в которых выявлены коррупциогенные факторы

Проекты Законов Курской области

Проекты актов Курской областной Думы

Проекты актов Губернатора Курской области

Проекты актов Администрации Курской области

Проекты актов отраслевых органов исполнительной власти Курской области

1.

2011

27

15

2

1

9

0

2.

2012

29

18

2

1

8

0

3.

2013

26

14

0

1

7

4

4.

2014

12

6

0

1

4

1

5.

2015

14

5

0

3

6

0

6.

2016

15

4

0

1

8

2

7.

2017

24

4

0

2

15

1

8.

2018

27

3

0

2

11

11

9.

2019

15

0

0

3

11

1

 

Приведенные выше данные свидетельствуют о прямой зависимости количества изученных проектов НПА и количества действующих актов, в которых выявлены коррупциогенные факторы.

В частности, небольшое количество изученных проектов приказов отраслевых органов исполнительной власти Курской области об утверждении административных регламентов привело к тому, что в действующих Административных регламентах Управлением выявлено большее число противоречий и коррупциогенных факторов, чем в остальных нормативных правовых актах Курской области.

В целях снижения количества коррупциогенных факторов, выявляемых в Административных регламентах, в текущем году Управлением проводится правовая и антикоррупционная экспертизы проектов Административных регламентов.

Приведенные выше примеры позволяют констатировать, что действенным инструментом совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти Курской области является работа с проектами нормативных правовых актов Курской области. Это позволяет пресечь и предотвратить нарушение законных прав граждан на начальном уровне правового регулирования и сделать действующее законодательство более гармоничным и совершенным.

 

2. Взаимодействие с независимыми экспертами.

 

По состоянию на 31 декабря 2019 года на территории Курской области проведение независимой антикоррупционной экспертизы могут осуществлять 11 независимых экспертов: 2 юридических лица и 9 физических лиц:

№ п/п

Наименование (ФИО) независимого эксперта

№ и дата выдачи свидетельства об аккредитации

Срок действия свидетельства об аккредитации

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1.

Курская Торгово-промышленная палата

№ 2194 от 24.08.2015

24.08.2020

2.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»

№ 2368 от 05.04.2016

05.04.2021

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1.

Аверин Владимир Валерьевич

№ 2210 от 30.09.2015

30.09.2020

2.

Галушко Кира Алексеевна

№ 2585 от 17.01.2017

17.01.2022

3.

Шаповалов Иван Сергеевич

№ 2666 от 09.03.2017

09.03.2022

4.

Попов Владимир Викторович

№ 2751 от 21.06.2017

21.06.2022

5.

Масликова Оксана Александровна

№ 2873 от 06.12.2017

06.12.2022

6.

Горбенко Дмитрий Владимирович

№ 2985 от 30.03.2018

30.03.2023

7.

Токарева Светлана Николаевна

№ 3179 от 21.12.2018

21.12.2023

8.

Фатеев Сергей Сергеевич

№ 3181 от 21.12.2018

21.12.2023

9.

Шапранов Владимир Васильевич

-

28.06.2024

 

Независимые эксперты направляют в адрес Управления заключения, подготовленные ими при проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов различного уровня (сведения о заключениях независимых экспертов приведены в таблице 4).

Таблица 4.

№ п/п

Год

Общее количество экспертных заключений независимых экспертов, поступивших в Управление

Из общего количества экспертных заключений независимых экспертов:

Заключений на НПА и проекты НПА федерального уровня

Заключений на НПА и проекты НПА регионального уровня

Заключений на НПА и проекты НПА муниципального

уровня

1.

2010

40

1

10

29

2.

2011

83

1

20

62

3.

2012

42

2

40

0

4.

2013

3

0

2

1

5.

2014

7

0

1

6

6.

2015

6

0

0

6

7.

2016

5

0

4

1

8.

2017

6

1

5

0

9.

2018

8

0

6

2

10.

2019

14

6

4

4

 

Всего:

214

11

92

111

 

В 2019 году независимыми экспертами в адрес Управления представлено 14 экспертных заключений на нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов), а именно:

1) экспертное заключение на приказ комитета по труду и занятости населения Курской области от 20 декабря 2018 года № 01-414 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (в ред. приказов комитета по труду и занятости населения Курской области от 27 декабря 2018 года № 01-443, от 21 января 2019 года № 01-10) (независимый эксперт Галушко К.А.);

2) экспертное заключение на приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 06 ноября 2018 года    № 206 «О Порядке отбора теплоснабжающих организаций, осуществляющих обеспечение тепловой энергией, теплоносителем потребителей тепловой энергии в муниципальных образованиях Курской области, на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на модернизацию объектов теплоснабжения, не учтенных при осуществлении государственного регулирования тарифов» (независимый эксперт      Галушко К.А.);

3) экспертное заключение на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом)» (независимый эксперт Галушко К.А.);

4) экспертное заключение на проект приказа МВД России «Об утверждении Правил формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (независимый эксперт Галушко К.А.);

5) экспертное заключение на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила продажи товаров дистанционным способом» (независимый эксперт Галушко К.А.);

6) экспертное заключение на постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (независимый эксперт Галушко К.А.);

7) экспертное заключение на постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (независимый эксперт Галушко К.А.);

8) экспертное заключение на проект распоряжения Главы Курского района Курской области «О наделении отдела по земельным правоотношениям муниципального казенного учреждения «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» полномочиями в области земельных правоотношений» (независимый эксперт Попов В.В.);

9) экспертное заключение на проект постановления Администрации Курского района Курской области «Об утверждении Положения об отделе по земельным правоотношениям муниципального казенного учреждения «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» (независимый эксперт Попов В.В.);

10) экспертное заключение на приказ комитета по труду и занятости населения Курской области от 20 декабря 2018 года № 01-416 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» (в ред. приказов комитета по труду и занятости населения Курской области от 27 декабря 2018 года № 01-442, от 21 января 2019 года № 01-08) (независимый эксперт Попов В.В.);

11) экспертное заключение на проект постановления Администрации Курского района Курской области «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальным бюджетным учреждением культуры «Бесединская центральная районная библиотека» Курского района Курской области муниципальной услуги «Предоставление доступа к изданиям, переведенным в электронный вид, хранящимся в муниципальных библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах» (независимый эксперт Попов В.В.);

12) экспертное заключение на проект постановления Администрации Курского района Курской области «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных» (независимый эксперт Попов В.В.).

13) экспертное заключение на приказ департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от 24 декабря 2018 года № 206 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления Курской области государственной услуги по переданному полномочию в сфере деятельности органов опеки и попечительства в Курской области «Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетним» (независимый эксперт       Горбенко Д.В.);

14) экспертное заключение на приказ ФССП России от 29 марта 2007 года № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов» (независимый эксперт Попов В.В).

 

Общее количество выявленных независимыми экспертами коррупциогенных факторов составляет 52 фактора.

Анализ указанных экспертных заключений показал, что при проведении антикоррупционной экспертизы наиболее часто выявляемым коррупциогенным фактором является:

- широта дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики) – 15 факторов;

- наличие нормативных коллизий (подпункт «и» пункта 3 Методики) – 15 факторов;

- определение компетенции по формуле «вправе» (подпункт «б» пункта 3 Методики) – 9 факторов;

- юридико-лингвистическая неопределенность (подпункт «в» пункта 4 Методики) – 6 факторов;

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт «а» пункта 4 Методики) – 3 фактора;

- отсутствие или неполнота административных процедур (подпункт «ж» пункта 3 Методики) – 2 фактора;

- выборочное изменение объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики) – 1 фактор;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (подпункт «д» пункта 3 Методики) – 1 фактор.

Согласно имеющейся информации (официальные ответы на экспертные заключения независимых экспертов) выявленные коррупциогенные факторы устранены в 7 нормативных правовых актах.

24 января 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).