Вы здесь

Результаты проведения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов за 2020 год

Результаты проведения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов в 2020 году

 

1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов

В соответствии с предоставленными полномочиями Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее - Управление) с октября 2008 года по настоящее время осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Курской области и их проектов.

В 2020 году в Управление для проведения антикоррупционной экспертизы поступило 2149 нормативных правовых актов Курской области.

Из них: 1 поправка к Уставу Курской области, 122 закона Курской области, 11 актов законодательного (представительного) органа государственной власти – Курской областной Думы, 363 акта высшего должностного лица – Губернатора Курской области, 1136 актов высшего органа исполнительной власти Курской области – Администрации Курской области, 516 актов иных органов исполнительной власти Курской области.

За указанный период 2139 нормативных правовых актов Курской области в установленном порядке прошли антикоррупционную экспертизу.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы выявлены в 12 нормативных правовых актах Курской области (подготовлено 22 экспертных заключения на соответствующие редакции нормативных правовых актов), а именно:

- распоряжение Губернатора Курской области от 02.04.2020 № 108-рг «Об усилении ограничительных мероприятий на территории муниципального образования «Город Курчатов» Курской области»;

- распоряжение Губернатора Курской области от 10.03.2020 № 60-рг «О введении режима повышенной готовности»;

- постановление Администрации Курской области от 27.08.2018 № 687-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям, осуществляющим обеспечение тепловой энергией, теплоносителем потребителей тепловой энергии в муниципальных образованиях Курской области, на возмещение части затрат на модернизацию объектов теплоснабжения, не учтенных при осуществлении государственного регулирования тарифов» (в ред. постановления Администрации Курской области от 26.06.2020 № 633-па);

- постановление Администрации Курской области от 21.09.2020 № 955-па «Об утверждении Правил подачи заявления, а также перечня документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы»;

- постановление Администрации Курской области от 29.12.2014№ 909-па «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. постановления Администрации Курской области от 18.09.2020 № 946-па);

- приказ комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 07.10.2020 № 360 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами местного самоуправления Курской области государственной услуги при осуществлении переданного полномочия в сфере социальной защиты населения Курской области «Назначение и выплата ежемесячного пособия семьям при усыновлении (удочерении) второго, третьего и каждого последующего ребенка»;

- приказ комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 28.09.2020 № 341 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами местного самоуправления Курской области государственной услуги при осуществлении переданного полномочия в сфере социальной защиты населения Курской области «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»;

- приказ комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 28.09.2020 № 342 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами местного самоуправления Курской области государственной услуги при осуществлении переданного полномочия в сфере социальной защиты населения Курской области «Назначение и выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

- приказ комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 03.08.2020 № 298 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами местного самоуправления г. Курска,     г. Курчатова, г. Железногорска при осуществлении переданных полномочий в сфере социальной защиты населения и комитетом социального обеспечения, материнства и детства курской области государственной услуги «Предоставление компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Курской области»;

- приказ комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 20.07.2020 № 282 «Об утверждении Административного регламента комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области по предоставлению государственной услуги «Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг»;

- приказ комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 03.06.2020 № 229 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления Курской области государственной услуги по переданному полномочию в сфере социальной защиты населения Курской области «Предоставление адресной социальной помощи отдельным категориям граждан на проведение работ по газификации домовладений (квартир)»;

- приказ департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от 24.12.2018 № 205 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления Курской области государственной услуги по переданному полномочию в сфере деятельности органов опеки и попечительства в Курской области «Выдача заключения о временной передаче ребенка (детей), находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (в ред. приказа комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 20.07.2020 № 281).

 

Общее количество выявленных коррупциогенных факторов составляет – 37 факторов:

- широта дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики) – 1 фактор;

- определение компетенции по формуле «вправе» (подпункт «б» пункта 3 Методики) – 1 фактор;

– принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (подпункт «д» пункта 3 Методики) – 10 факторов;

- наличие нормативных коллизий (подпункт «и» пункта 3 Методики) – 11 факторов;

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт «а» пункта 4 Методики) – 2 фактора;

- отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций (подпункт «б» пункта 4 Методики) – 12 факторов.

 

В целях устранения коррупциогенных факторов, выявленных в указанных выше нормативных правовых актах Курской области, Управлением направлены в адрес Губернатора Курской области, руководителей отраслевых органов исполнительной власти Курской области отрицательные экспертные заключения с мотивированным обоснованием.

В 2020 году коррупциогенные факторы устранены в 4 нормативных правовых актах Курской области.

По состоянию на 31 декабря 2020 года выявленные коррупциогенные факторы не устранены в 8 НПА Курской области.

 

Следует отметить, что Управление большое внимание уделяет превентивным мерам, направленным на выявление коррупциогенных факторов на ранних стадиях разработки нормативных правовых актов Курской области. В этих целях специалисты Управления принимают участие в рабочих группах, комиссиях по разработке проектов нормативных правовых актов Курской области; проводят правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области, в рамках которой осуществляется оценка проекта нормативного правового акта на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Так, в 2020 году в Управление поступило для проведения антикоррупционной экспертизы на стадии проекта – 879 документов.

Из них: 2 проекта поправки к Уставу Курской области, 241 проект законов Курской области, 7 проектов актов законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области – Курской областной Думы, 128 проектов актов высшего должностного лица Курской области - Губернатора Курской области, 399 проектов актов высшего органа исполнительной власти – Администрации Курской области, 102 проекта актов иных органов государственной власти Курской области.

По результатам изучения указанных выше проектов нормативных правовых актов Курской области на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции, коррупциогенные факторы выявлены в 8 проектах нормативных правовых актов Курской области, а именно:

- проект постановления Администрации Курской области «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежегодной денежной выплаты на обеспечение школьной формой либо замещающим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на детей, обучающихся в общеобразовательных организациях»;

- проект закона Курской области № 13830-6 «О порядке получения муниципальным служащим Курской области разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией»;

- проект закона Курской области № 13831-6 «О порядке предварительного уведомления Губернатора Курской области (руководителя Администрации Курской области) лицами, замещающими муниципальные должности Курской области и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией»;

- проект закона Курской области № 13958-6 «О порядке предварительного уведомления Губернатора Курской области (руководителя Администрации Курской области) лицами, замещающими государственные должности Курской области (за исключением депутатов Курской областной Думы), об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией»;

- проект постановления Администрации Курской области «О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 27.08.2018 № 687-па»;

- проект постановления Администрации Курской области «Об утверждении премии Администрации Курской области за пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни средствами массовой информации»;

- проект закона Курской области № 15945-6 «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов в Курской области»;

- проект закона Курской области № 16370-6 «О внесении изменений в Закон Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области».

Общее количество выявленных коррупциогенных факторов составляет 15 факторов:

- широта дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики) - 7;

- определение компетенции по формуле «вправе» (подпункт «б» пункта 3 Методики) - 1;

- выборочное изменение объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики) - 1;

- отсутствие или неполнота административных процедур (подпункт «ж» пункта 3 Методики) – 4;

- отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций (подпункт «б» пункта 4 Методики) – 1 фактор;

-  юридико-лингвистическая неопределенность (подпункт «в» пункта 4 Методики) – 1.

В 2020 года принято 7 нормативных правовых актов Курской области, в которых учтены замечания Управления по выявленным коррупциогенным факторам.

 

 

2. Взаимодействие с независимыми экспертами.

Согласно данным, размещенным на сайте Министерства юстиции Российской Федерации (www.minjust.gov.ru) по состоянию на 31 декабря 2020 года в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включены 7 юридических лиц и 24 физических лица, осуществляющих деятельность на территории Курской области. Вместе с тем по состоянию на 31 декабря 2020 года в отношении 17 экспертов срок действия свидетельства об аккредитации окончен, в отношении 2 экспертов свидетельства об аккредитации аннулированы.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2020 года на территории Курской области проведение независимой антикоррупционной экспертизы могут осуществлять 12 независимых экспертов: 2 юридических лица и 10 физических лиц.

№ п/п

Наименование (ФИО) независимого эксперта

№ и дата выдачи свидетельства об аккредитации

Срок действия свидетельства об аккредитации

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»

№ 2368 от 05.04.2016

05.04.2021

2.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Западный государственный университет»

-

27.03.2025

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1.

Галушко Кира Алексеевна

№ 2585 от 17.01.2017

17.01.2022

2.

Шаповалов Иван Сергеевич

№ 2666 от 09.03.2017

09.03.2022

3.

Попов Владимир Викторович

№ 2751 от 21.06.2017

21.06.2022

4.

Масликова Оксана Александровна

№ 2873 от 06.12.2017

06.12.2022

5.

Горбенко Дмитрий Владимирович

№ 2985 от 30.03.2018

30.03.2023

6.

Токарева Светлана Николаевна

№ 3179 от 21.12.2018

21.12.2023

7.

Фатеев Сергей Сергеевич

№ 3181 от 21.12.2018

21.12.2023

8.

Шапранов Владимир Васильевич

-

28.06.2024

9.

Нуждов Олег Юрьевич

-

25.02.2025

10.

Золотова Ольга Игоревна

-

17.04.2025

 

Реализуя заключенные соглашения, независимые эксперты направляют в адрес Управления заключения, подготовленные ими при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов различного уровня.

В 2020 году независимыми экспертами в адрес Управления представлено 2 экспертных заключения на нормативные правовые акты и их проекты, а именно:

1) экспертное заключение на проект приказа МВД России «Об утверждении Порядка информирования полицией собственника нежилого помещения или земельного участка либо его законного представителя о случае проникновения (в его отсутствие) со взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в нежилое помещение или на земельный участок, сотрудника полиции» (независимый эксперт Галушко К.А.);

2) экспертное заключение на постановление Администрации Курской области от 12.05.2020 № 482-па «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (независимый эксперт Галушко К.А.).

Общее количество выявленных независимым экспертом коррупциогенных факторов составляет 11 факторов.

Анализ указанных экспертных заключений показал, что при проведении антикоррупционной экспертизы наиболее часто выявляемыми коррупциогенными факторами являются:

- широта дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики) – 5 факторов;

- определение компетенции по формуле «вправе» (подпункт «б» пункта 3 Методики) – 1 фактор;

- отсутствие или неполнота административных процедур (подпункт «ж» пункта 3 Методики) – 1 фактор;

- наличие нормативных коллизий (подпункт «и» пункта 3 Методики) – 1 фактор;

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт «а» пункта 4 Методики) – 3 фактора.

Указанные выше экспертные заключения направлялись независимым экспертом, подготовившим их, в адрес соответствующих органов государственной власти.

27 января 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).