Вы здесь

Обзор по государственной гражданской службе 2021

Обзор

законодательства Курской области в сфере государственной гражданской службы Курской области

 

Государственная гражданская служба как важнейший социальный, правовой, организационный институт, обеспечивающий выполнение функций государства, а также деятельности органов государственной власти и их аппаратов, функционирует в широком контексте административного права.

Конституцией Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014     № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) (далее - Конституция Российской Федерации) установлены нормы, определяющие основные принципы построения государственной гражданской службы Российской Федерации.

В частности, пунктом «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что организация публичной власти, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству, в случае противоречия действуют федеральные законы.

Таким образом, в области государственной гражданской службы действуют как федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, так и соответствующие акты субъектов Российской Федерации, которые в совокупности образуют единую нормативную правовую базу Российской Федерации по вопросам регулирования указанной сферы.

Основу правового регулирования института государственной гражданской службы Российской Федерации на федеральном уровне составляют Федеральные законы: от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Указы Президента Российской Федерации от 01 июня 1998 года № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы» (с последующими изменениями и дополнениями), от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с последующими изменениями и дополнениями), от 01 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), от 01 февраля 2005 года № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (с последующими изменениями и дополнениями), от 01 февраля 2005 года       № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), от 01 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (с последующими изменениями и дополнениями), от 30 мая 2005 года № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (с последующими изменениями и дополнениями), от 18 июля 2005 года № 813 «О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих» (с последующими изменениями и дополнениями), от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (с последующими изменениями и дополнениями), от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (с последующими изменениями и дополнениями), от 30 апреля 2008 года № 634 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы», от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (с последующими изменениями и дополнениями), от 18 мая 2009 года № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (с последующими изменениями и дополнениями), от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (с последующими изменениями и дополнениями), от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (с последующими изменениями и дополнениями); от 08 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции», от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»; от 21 февраля 2019 года № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации: от 11 августа 2007 года № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган» (с последующими изменениями и дополнениями), от 06 сентября 2007 года № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (с последующими изменениями и дополнениями), от 26 июня 2008 года № 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532», от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» (с последующими изменениями и дополнениями), от 21 июня 2010 года № 469 «Об утверждении Типового договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы и о порядке предоставления и размере дополнительной выплаты гражданам, заключившим соответствующие договоры» (с последующими изменениями и дополнениями).

Кроме того, принято и действует ряд иных федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной гражданской службы.

Базовым федеральным законом, устанавливающим общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы, является Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».

Согласно статье 2 указанного Федерального закона система государственной службы Российской Федерации включает в себя, в том числе, государственную гражданскую службу, которая подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. При этом правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

В рамках реформирования системы государственной службы Российской Федерации 27 июля 2004 года принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который стал первым системообразующим федеральным законом прямого действия о государственной гражданской службе как особом самостоятельном виде гражданской службы. В указанном Федеральном законе установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Данный Федеральный закон определяет предмет деятельности гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы – систему должностей, определяет права и обязанности, подотчетность и дисциплинарную ответственность гражданских служащих, содержит нормы, обеспечивающие взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы.

Указанным Федеральным законом осуществляется, в том числе, детальное регулирование вопросов государственной гражданской службы, пунктом 8 части 1 статьи 5 которого установлено, что регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне продолжается формирование нормативной правовой базы в сфере государственной гражданской службы. Так, с ноября 2020 года по февраль 2021 года принят ряд Федеральных законов:

от 09.11.2020 № 367-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;

от 23.11.2020 № 382-ФЗ «О внесении изменений в статьи 63 и 89 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В указанном периоде приняты такие Указы Президента Российской Федерации, как:

от 07.12.2020 № 759 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» и в перечень должностей прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса, утвержденный этим Указом»;

от 10.12.2020 № 772 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;

от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

31.12.2020 № 822 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом, в Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом» и др.

Также, приняты такие акты Правительства Российской Федерации, как:

от 16.11.2020 № 1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»;

от 18.12.2020 № 2146 «О внесении изменений в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369»;

от 31.12.2020 № 2396 «О ежемесячной выплате стимулирующего характера за выполнение особо важных работ (за особые условия труда) медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»;

от 26.11.2020 № 3117-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.01.2020 № 11-р» и др.

В конце 2020 года вопросы государственной службы являлись предметом рассмотрения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации, например:

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2020 № 2660-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Виссарионовой Надежды Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и частью первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации»;

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2020 № 2760-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Александра» на нарушение его конституционных прав рядом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также частью 7 статьи 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2020 № 21-КГ20-4-К5 (требование о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска);

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2020 № 60-КГ20-3-К9 (требование о признании увольнения с государственной гражданской службы незаконным, восстановлении на работе) и др.

 

Вместе с тем анализ вновь принятых федеральных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что вопросы реализации отдельных положений федерального законодательства остаются актуальными в настоящее время.

Так, в законодательстве Российской Федерации по-прежнему остаются неурегулированными следующие вопросы:

- государственное пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

- установление случаев, порядка и размеров выплаты по обязательному государственному страхованию (пункт 7 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

- медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет (пункт 16 части 1 статьи 14 и пункт 5 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

- порядок разрешения служебного спора комиссией по служебным спорам (часть 11 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

 

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на подзаконном уровне не утверждены:

- требования, в соответствии с которыми гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели (часть 1.1. статьи 15);

- порядок направления запроса представителя нанимателя о включении в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций (часть 8.2. статьи 22);

- порядок направления запроса представителя нанимателя о включении в состав аттестационных  комиссий представители научных, образовательных и других организаций (часть 10.2. статьи 48);

- обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и государственных служащих для установления особого порядка оплаты труда (часть 14 статьи 50);

- перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда (часть 15 статьи 50).

 

Кроме того, в связи с принятием Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» необходимо внесение изменений в подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 17, пункт3 части 1 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ.

 

Анализ норм федерального законодательства позволил выявить, что к компетенции субъектов Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы отнесены следующие полномочия:

- учреждение должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (статья 8 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждение Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 79-ФЗ);

- установление законом субъекта Российской Федерации порядка присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также соответствия классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 19 статьи 11 Федерального закона    № 79-ФЗ);

- установление квалификационных требований к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждение положения о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи (часть 2 статьи 20 Федерального закона № 79-ФЗ);

- определение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка создания общественного совета при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 8.1. статьи 22, часть 10.1. статьи 48 Федерального закона № 79-ФЗ);

- установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации, порядка направления запроса представителя нанимателя о включении в состав конкурсных комиссий, аттестационных комиссий представители научных, образовательных и других организаций (часть 8.2. статьи 22, часть 10.2. статьи 48 Федерального закона № 79-ФЗ);

- издание нормативного правового акта субъекта Российской Федерации об использовании федеральной государственной информационной системы в области государственной службы или создание государственной информационной системы в области гражданской службы субъекта Российской Федерации, которая должна быть совместима с федеральной государственной информационной системой в области государственной службы и соответствовать унифицированным требованиям к объему и содержанию сведений о кадровом обеспечении государственных органов, подлежащих хранению, обработке и передаче в электронном виде (часть 3 статьи 44.1. Федерального закона № 79-ФЗ);

- определение размера единовременной выплаты при предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год (часть 12 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ);

- установление размеров должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации; ежегодное увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации (части 4, 12 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждение перечня должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих (часть 15 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ);

- установление порядка формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ);

- установление порядка и условий командирования гражданского служащего, а также порядка и условий возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган; выплат по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных законами субъектов Российской Федерации; установление иных гарантий гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 (статья 52 Федерального закона № 79-ФЗ);

- установление случаев и порядка предоставления гражданским служащим дополнительных государственных гарантий, при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 53 Федерального закона № 79-ФЗ);

- возможность установления законами субъекта Российской Федерации в целях поощрения и награждения гражданских служащих субъекта Российской Федерации за безупречную и эффективную гражданскую службу поощрения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также награждение наградами субъекта Российской Федерации (часть 11 статьи 55 Федерального закона № 79-ФЗ);

- установление порядка и условий выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 55 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждение перечня должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а также плана проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации (часть 10 статьи 60.1. Федерального закона № 79-ФЗ);

- определение порядка заключения договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе (часть 2 статьи 61 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждение государственного заказа субъекта Российской Федерации на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру, с учетом положений Федерального закона (статья 63 Федерального закона      № 79-ФЗ);

- утверждение положения о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними (часть 12 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждение программ развития гражданской службы субъектов Российской Федерации (статья 66 Федерального закона № 79-ФЗ);

- организация и установление условий прохождения государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (статья 2 Федерального закона № 58-ФЗ);

- распределение по группам и (или) категориям должностей государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, установление законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации квалификационных требований к гражданам для замещения должностей государственной службы (статья 8 Федерального закона № 58-ФЗ);

- утверждение реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также содержания и порядка ведения такого реестра (статья 9 Федерального закона № 58-ФЗ);

- осуществление дополнительного профессионального образования государственных служащих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона № 58-ФЗ);

- установление законом субъекта Российской Федерации дополнительных требований к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту (статья 12 Федерального закона № 58-ФЗ);

- присвоение классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (статья 13 Федерального закона № 58-ФЗ);

- ведение и хранение личных дел и документов учета государственных служащих субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 Федерального закона № 58-ФЗ);

- установление порядка финансирования государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона № 58-ФЗ);

- определение порядка осуществления контроля за расходами депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ);

- определение порядка предоставления сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (для лиц, указанных в подпунктах «в», «г», «е» и «ж» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ) по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ);

- установление порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах «в», «г», «е» и «ж» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (часть 6 статьи 5 Федерального закона № 230-ФЗ);

- определение государственного органа субъекта Российской Федерации (подразделения государственного органа либо должностного лица указанного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), который осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «в», «г», «е» и «ж» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (часть 3 статьи 6 Федерального закона № 230-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся:

- решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда государственных служащих органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации (подпункт 62 пункта 2 статьи 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- определение размеров и условий оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, установление региональных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий (пункт 2 статьи 2614 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Субъектам Российской Федерации также предоставлено право самостоятельно устанавливать условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных указанным Кодексом.

Кроме того, исходя из положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», субъекты Российской Федерации до принятия федеральных законов вправе осуществлять собственное правовое регулирование в области государственной гражданской службы. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Также статьей 31 названного Федерального закона установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов, нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

 

По состоянию на 04 февраля 2021 года в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область) включено 463 действующих нормативных правовых акта, непосредственно регулирующих вопросы государственной гражданской службы Курской области, что составляет 2,4% от общего количества нормативных правовых актов, содержащихся в Федеральном регистре (19098).

Из них: 52 закона Курской области, 3 постановления законодательного (представительного) органа государственной власти - Курской областной Думы, 335 актов высшего должностного лица Курской области - Губернатора Курской области, 73 акта высшего органа исполнительной власти Курской области – Администрации Курской области, включая акты Правительства Курской области, входившего в состав Администрации Курской области. При этом 125 нормативных правовых актов являются основными, 338 – акты о внесении изменений и дополнений.

По состоянию на 23 ноября 2020 года в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область) было включено 434 действующих нормативных правовых акта, непосредственно регулирующих вопросы государственной гражданской службы Курской области, что составляло 2,3% от общего количества нормативных правовых актов, включенных в Федеральный регистр.

Таким образом, за рассматриваемый период количество нормативных правовых актов в данной сфере правового регулирования увеличилось на 0,1%.

 

В отчетном периоде при проведении правовой и антикоррупционной экспертиз (в том числе повторных) нормативных правовых актов Курской области, регулирующих вопросы государственной гражданской службы Курской области, коррупциогенные факторы не выявлялись, в 3 нормативных правовых актах выявлены противоречия федеральному законодательству:

- постановление Губернатора Курской области от 27.11.2006 № 513 «Об утверждении Положения о порядке работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительном органе государственной власти Курской области» (в ред. постановления Губернатора Курской области от 18.02.2011 № 51-пг);

- постановление Губернатора Курской области от 27.07.2007 № 352 «О порядке утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Курской области»;

- постановление Губернатора Курской области от 22.09.2015 № 429-пг «О порядке заключения договора о целевом обучении между государственным органом Курской области и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Курской области» (в ред. постановления Губернатора Курской области от 06.02.2017 № 39-пг);

в 5 выявлены противоречия региональному законодательству:

- постановление Губернатора Курской области от 29 ноября 2006 года         № 526 «Об установлении размера повышающего коэффициента»;

- постановление Губернатора Курской области от 01 июня 2007 года    № 242 «О дополнительных оплачиваемых отпусках за ненормированный служебный день лицам, замещающим государственные должности Курской области»;

- постановление Губернатора Курской области от 01 июня 2007 года   № 243 «О дополнительных оплачиваемых отпусках за ненормированный служебный день»;

- постановление Губернатора Курской области от 08 сентября 2016 года     № 243-пг «О мерах по реализации соглашения об электронном информационном взаимодействии по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии» (в ред. постановлений Губернатора Курской области от 14 февраля 2017 года № 51-пг, от 14 марта 2017 года      № 80-пг);

- постановление Администрации Курской области от 28 ноября 2012 года № 1039-па «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых органами исполнительной власти Курской области, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих органах исполнительной власти Курской области».

Соответствующие экспертные заключения Управления о выявленных противоречиях федеральному и региональному законодательству направлены в адрес Губернатора Курской области.

По состоянию на 04 февраля 2021 года 8 нормативных правовых актов Курской области в рассматриваемой сфере правового регулирования находятся на правовой экспертизе, в 3 нормативных правовых актах не устранены выявленные противоречия федеральному законодательству, в 5 нормативных правовых актах не устранены выявленные противоречия региональному законодательству.

Остальные нормативные правовые акты Курской области, регулирующих отношения в сфере государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, включенные в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (Курская область), по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз признаны соответствующими федеральному законодательству и не содержащими коррупциогенных факторов.

Проведенный Управлением обзор законодательства субъектов Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что на уровне субъекта Российской Федерации – Курская область работа в сфере государственной гражданской службы регламентирована в соответствии с предоставленной Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством компетенцией в достаточно полном объеме.

По состоянию на 04 февраля 2021 года остается не реализованным следующее полномочие:

- установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации, порядка направления запроса представителя нанимателя о включении в состав конкурсных комиссий, аттестационных комиссий представители научных, образовательных и других организаций (часть 8.2. статьи 22, часть 10.2. статьи 48 Федерального закона № 79-ФЗ) – в настоящее время не принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации.

11 февраля 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).